Рывку вперед предшествует…
Участники форума FinNext, прошедшего 30 июня 2022 года, попробовали разобраться с черными лебедями, слетевшимися на российский финансовый рынок, и выяснить, какие изменения принес февраль 2022 года
![](/uploads/news/aHR0cHM6Ly9ib3NmZXJhLnJ1L3NpdGVzL2RlZmF1bHQvZmlsZXMvc3R5bGVzL2Zyb250L3B1YmxpYy9hZTMxMjMydzMuanBnP2l0b2s9ZU1UNkYxekM=.png)
Как ни странно, новых черных лебедей не замечено, все они уже кружили, хотя того, что они все вместе сядут, никто не ожидал. Кирилл Меньшов, старший вице-президент компании «Ростелеком», рассказал, что при планировании стратегии они всегда учитывают геополитические риски, а этой весной они реализовались, поэтому компанияперешла к заготовленным планам, а также сократила горизонт планирования, перейдя от годового к квартальному.
Кирилл Меньшов («Ростелеком»). Фото: FinNext
Таким образом, курс на цифровую трансформацию сохраняется, ни о какой заморозке преобразований нет. Сохраняется также активное использование agile-менеджмента. Все участники панельной дискуссии отметили, что именно применение гибких методов помогло пережить вызовы, которые два года назад принес ковид, и помогает пережить нынешние изменения. И на вопрос из зала, не стоит ли «импортозаместить» agile и scrum, Кирилл Меньшов ответил, что не нужно, как не нужно «импортозамещать» кукурузу и картофель, которые тоже пришли с американского континента. Тем более что они давно уже стали commodity, широко распространенными активами, как отметил Михаил Бижан, директор дивизиона IT ОТП Банка.
Михаил Бижан (ОТП Банк). Фото: FinNext
С ним согласен и Сергей Безбогов, старший вице-президент ВТБ, который заявил, что это успешно работает на масштабе 10 тыс. человек и задает им единый ритм.
Сергей Безбогов (ВТБ). Фото: FinNext
Среди изменений можно отметить приоритеты по продуктам и их востребованность клиентами. Это повлекло пересмотр бэклога работ, исключение заведомо неактуальных сейчас разработок и фокусировку на востребованных. Однако, как отметил Алексей Коровин, председатель правления Азиатско-Тихоокеанского банка, потребности марта сильно отличаются от того, что нужно в июне, поэтому невозможно использовать обычный способ работы, исследуя эти потребности и следуя за ними.
Банку сейчас необходимо формулировать гипотезы о том, как ту или иную потребность можно будет удовлетворить в изменившихся условиях, и предлагать соответствующие продукты. Для этого надо предположить, каким будет новый мир, а это сейчас неизвестно. Очевидно, что есть потребность в трансграничных платежах, но каковы будут механизмы в мире без единой валюты и расчетной системы — непонятно. Впрочем, тут у России есть опыт 90-х, когда платежная и банковская системы советского времени рассыпались, а новые еще не были созданы. В любом случае для платежей надо будет найти новых партнеров за рубежом, проложить платежные маршруты. Алексей Коровин считает, что глобальная переориентация с Запада на Восток переформатирует бизнес-ландшафт в целом.
Другой пример. Раньше для сбережений были стандартные продукты: рубли, валюта, евро, акции, облигации и другие инструменты, для них были понятны риски и ликвидность, а клиент выбирал подходящий.
В новых условиях неясно, что будет эффективным для долгосрочных сбережений, что обеспечит ликвидность, и непонятно, как оценить риск.
В этих условиях надо работать не со стандартными инструментами, а с индивидуальными представлениями клиентов, их страхами. Это отметили и участники панельной дискуссии, и в своем выступлении Сергей Караханян, руководитель управления персонального брокерского обслуживания Альфа-Банка.
Сергей Караханян (Альфа-Банк). Фото: FinNext
При этом есть и понятные ниши, освободившиеся из-за ухода западных компаний, например замена ApplePay, к которому люди привыкли. Работа в этом направлении идет, эту нишу, вероятно, займет СБП. Но это не произойдет силами ЦБ, он предоставляет возможности, которыми надо воспользоваться банкам и побудить к этому своих клиентов, отметили Игорь Тростников, директор по развитию продуктов НСПК, представляя будущее развитие, и Андрей Федорец, заместитель гендиректора BSS, рассказывая о конкретных продуктах для СБП.
Андрей Федорец (BSS). Фото FinNext
Что касается западных софта и «железа», общее мнение состоит в том, что эти проблемы некритичны. Как отметил Кирилл Меньшов, вполне доступно купить зарубежные ПО и «железо». Они лишь стали немного дороже. А еще в России есть производство. Оно слабее, нет топовых моделей, но это дисциплинирует: вы не можете написать кривой софт, который жрет ресурсы, его надо переписать для слабого железа.
А Татьяна Ушкова, председатель правления «Абсолют Банка», отметила, что было два мира: старый, который жил привычным образом, ориентируясь на решения западных вендоров, и новый, в котором держали руку на пульсе времени, переходили на современные технологии. Новому миру вызовы дают задор для работы по их решению, а от старого мира решение проблем требует перестройки.
Теперь надо обращаться не к крупным вендорам, продающим старые технологии, а к тем, кто умеет использовать новые. Это стимулирует переход на передовые технологии, их развитие в России.
Как сказал Кирилл Меньшов: «Рывку вперед предшествует пинок сзади, сейчас он получен».
Татьяна Ушкова («Абсолют Банк»). Фото: FinNext
Значительная часть новых продуктов, представленных на форуме, была ответом на прошлые вызовы, связанные с ковидом, например переход к электронному документообороту. Такой переход был прогнозируем, ковид лишь обострил ситуацию. Есть конкретные замены распространенных импортных продуктов, например, «Яндекс» представил замену для таск-трекера и вики (эта ниша освободилась с уходом Jira+Confluence), а Сбер — решение Jazz для замены Zoom. Ряд продуктов посвящен работе с данными, оценке клиентов тем или иным способом, реализации технологий NoCode и LowCode.
Из интересного стоит отметить рассказ Сергея Добриднюка, руководителя финансовых продуктов «Диасофта», про цифровой рубль, который Центробанк сейчас пилотирует в 12 банках, предполагая в апреле 2023 года выйти на работу с реальными клиентами и деньгами. Задача «пилота» — понять, как цифровой рубль будет работать: банки выдвигают и отрабатывают гипотезы об основанных на цифровом рубле продуктах, а ЦБ во взаимодействии с ними разрабатывает будущее нормативное регулирование. «Диасофт» как вендор поддерживал этот процесс IТ-решением, которое создавали, естественно, не по готовому техзаданию, а итеративно, в микросервисной архитектуре, меняя компоненты.
Сергей Добриднюк («Диасофт»). Фото6 FinNext
В будущем это решение можно будет тиражировать не только для банков, но и для широкого круга организаций, использующих цифровой рубль, — посредникво, ретейла, телекома и других.
Конечно, ответы есть далеко не на все вызовы, которые принесла весна. Однако представление продуктов, которые появились быстро в ответ на ранее возникшие вызовы, вселяет оптимизм и позволяет предполагать, что и новые вызовы будут преодолены столь же успешно.
Наталья Данина, директор департамента аналитических бизнес-решений HeadHunter, рассказала о рыноке труда. Она отметила, что 2021 год в целом был рынком дефицитного, а не профицитного рынка труда — рынком охоты на специалистов и конкуренции за них. Весна уменьшила число вакансий, но не увеличила количества резюме, кроме отдельных специальностей. Какое-то время даже был профицит, но сейчас рынок снова становится дефицитным.
Наталья Данина (HeadHunter). Фото: FinNext
Некоторое исключение представляет рынок IT, где уменьшение числа вакансий сопровождалось увеличением количества резюме, но, во-первых, рынок все равно остается дефицитным, а во-вторых, увеличение числа резюме может и не означать появления новых специалистов на рынке — просто люди ищут новые возможности в изменившейся ситуации. И в заключение была возрастная пирамида. Она показывает стабильное уменьшение численности населения в возрасте 5–15 лет, и это будет сказываться на рынке в ближайшие 10 лет.
Стоит отметить доклад Эймана Пакзадиана (Eiman Pakzadian) из Ирана. Он поделился опытом жизни страны под санкциями и рассказывал об условиях для стартапов в Иране — его компания Top Managers of Asia специализируется на коммерциализации иранских стартапов.
Эйман Пакзадиан (Moghaddam). Фото: FinNext
Иван Дубровин, СЕО ScrumTrek, предложил конкретные способы оценки перспективности портфеля продуктов, которая различна для инноваций и зрелых продуктов, для них нужно разное управление, основанное на жизненном цикле продукта. Основная ценность доклада — опросники для оценки, опубликованые в телеграм-канале.
Иван Дубровин (ScrumTrek). Фото: FinNext
![](/uploads/news/aHR0cHM6Ly9ib3NmZXJhLnJ1L3NpdGVzL2RlZmF1bHQvZmlsZXMvaW1nYXJ0aWNhbC9hM3cyMTN3LmpwZw==.png)